Международный день рек отмечается 14 марта с 1997 года. Он был учреждён на Первой международной конференции против строительства крупных плотин. 

Все народы, что жили около рек и выживали за счет речных промыслов, боготворили и очеловечивали их. Духам рек поклонялись и приносили дары, устраивали праздники. Реки-кормилицы, реки-утешительницы, без них нет жизни. Несмотря на многообразие рек в Красноармейском районе Приморского края, главной «артерией» была и остается Большая Уссурка, которая ранее называлась Иман, да и старшее поколение именует ее именно так.

По оба берега Большой Уссурки, словно бусы на нитке расположилось большинство сел района. Река неоднократно спасала и кормила, давала работу и служила местом отдыха, но, сколько же дани взяла, скольких погубила. И воды ее – тайна.

Иман течет по горной местности, долина стеснена грядами сопок с двух сторон подступающих к берегам. Река то стеснена им, склоны их резко и круто спускаются к реке, местами нависая в виде скалистых  обрывов. Русло реки будто играет между сопок, то убегает, образуя извилины, то вдруг степенно течет, разливая свои воды на 100-метровую ширину. Здесь плесы чередуются с перекатами. И в конце апреля река полностью освобождается ото льда, шумит, подпитываясь талыми водами, рассказывает свои зимние сны лесу и прилетевшим уткам-мандаринкам.

По правой стороне Иману подает руку красавица Арму. Ее воды совсем другие. Она течет по безлюдной местности, храня первозданную красоту. Именно ее загадочные горные воды больше всего привлекают туристов –сплавщиков.

Здесь всегда текли реки и светили звезды, оставаясь безмолвными свидетелями мирозданья. Волна обязательно пощадит пловца, если он будет чтить законы тайги, а звезды укажут верный путь идущим за горизонт, если их помыслы чисты и светлы. И век за веком в небе будут загораться и гаснуть звезды, будут меняться правители и рождаться люди, а реки будут нести память о бохайских воинах и первых переселенцах района, рассказывать своим ключам и протокам удэгейские легенды,  шуметь, вспоминая задумчивых геологов на берегах и шумных туристов. Если ты прислушаешься осторожно, то можешь услышать этот шепот и сидя на берегу реки, станет неважно, что Иман вовсе не Иман, а Большая Уссурка. Река шепчет и успокаивает: «Здесь все неизменно». Первые лучи солнца подсветят брюшко где-то высоко летящего самолета, который с пологого берега реки покажется диковинным обитателем тайги. В такой момент возникнет мысль, что где-то здесь, в этом покое и умиротворении, живет вечность.

В топонимике Приморского края нет единого мнения о происхождении названия реки Иман (Большая Уссурка). По одной из версий, название переводится с одного из языков народов Дальнего Востока как «дикий козел», по другой – «горный козел». В эвенкийском языке «има» и «иман» означают «засыпать снегом или землей», «хоронить», а «ниман» – «жить по соседству».  

 С маньчжурского «има» можно перевести как «толпа» или «скопление народа».

В китайском языке в отношении нашей Большой Уссурки (Имана) название реки записывается тремя иероглифами «И-ма-хэ», первый иероглиф означает «почтовая станция, конный вестовой, ехать на перекладных».   Второй  – «лошадь, буйный, разбойник и фамильный знак».   Третий иероглиф в названии является обычным дополнением при записи наименования реки.

Происхождение название реки Арму остается загадкой. Не удалось найти никакой информации и пролить свет на происхождение этого топонима.

                                 Ирина МЕРЗЛЯКОВА,

                                  начальник отдела экопросвещения

ФГБУ НП «Удэгейская легенда»

Фото: Григорий Банников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *