В далёком 1734 году, 290 лет назад, началась активная фаза подготовки экспедиции Ленско-Хатангского отряда под командованием Василия Прончищева – одного из отрядов Великой Северной экспедиции. Эта колоссальная по драматизму история оставила след на карте полуострова Таймыр, а бухта Марии Прончищевой входит в ООПТ, подведомственные ФГБУ «Объединённая дирекция заповедников Таймыра».
Территория эта относится к участку «Арктический» заповедника «Таймырский». На этом достаточно большом участке – площадь его составляет более 60 тысяч квадратных километров – находятся самые крупные лежбища очень редкого подвида атлантического моржа – лаптевского. Чтобы понять важность данного места для ластоногих, достаточно сказать, что, например, на острове Врангеля насчитывают 150 особей, и это считается крупным скоплением. А на участке «Арктическом» и сопредельной с ним территории выявлено 1200 моржей – и это только на лёжке, не считая тех, кто в море и невидим! Интересно, что морж в переводе с древнегреческого означает «ходящий на зубах». И действительно, чтобы выбраться из воды животное цепляется бивнями за твёрдую поверхность льда…
Если взглянуть на карту, становятся понятными территориальные предпочтения этих редких ластоногих: восточная часть полуострова Таймыр как будто предназначена для «тихой гавани» – выдаваясь далеко в море Лаптевых, она является самой близкой точкой материковой суши для морских животных, уходящих в далёкие пространства Северного Ледовитого океана на охоту. А бухта Прончищевой и вовсе представляет собой узкий залив, вдающийся глубоко в береговую линию, где не страшны никакие штормы.
Важно сказать, то первую полярную путешественницу – верную спутницу Василия Прончищева – звали вовсе не Мария, а Татьяна. Ошибка произошла в период становления картографии самого северного полуострова в мире. Экспедиция Вилькицкого дала имя мысу в честь отважной путешественницы и обозначила его «м. Прончищевой». Эта пометка при подготовке издания карт была воспринята как имя, относящееся к близлежащей бухте, а «м.», соответственно, как «Мария».
На самом деле жену командира Ленско-Хатангского отряда Великой Северной экспедиции звали Татьяна. Когда Василий Прончищев был назначен на эту должность в 1732 году и должен был отправиться в неизведанные дали на долгих шесть лет, его возлюбленная Татьяна Кондырева не захотела расставаться с суженым. Практически перед самым стартом экспедиции молодые люди обвенчались, и Татьяна Прончищева, первая женщина-полярница, отправилась на далёкий север уже в статусе жены. Их короткая жизнь оборвалась вскоре – в августе 1736 года умирает Василий после неудачной разведки вдоль восточного берега Таймыра, а Татьяна – через две недели после мужа. Считается, что она умерла от пневмонии. Но мы можем предположить, что пневмония только усугубила горе и отчаяние молодой женщины. Ей было всего 23 года…
Пока в официальных документах и на многих картах остаётся ошибочное имя Прончищевой – Мария, но можно надеться, что когда-то справедливость будет восстановлена и Татьяна вернёт себя своё имя.
Пейзажи бухты Прончищевой завораживают своей арктической строгостью. Этот район – царство самых северных природных комплексов: арктических тундр и полярных пустынь. Пространство покрыто льдами, щебнем и обломками камней, а тундровые участки расцвечены травянистой растительностью, где эффектно выделяются островки белоснежной пушицы, много так называемых подушкообразных форм кустарничков и мхов в сырых углублениях и впадинках.
Лариса СТРЮЧКОВА,
ведущий специалист по связям с общественностью
ФГБУ «Заповедники Таймыра»