Директор ФГБУ «Заповедники Таймыра» принял участие в деловой программе Международного фестиваля «Большой океан», организованного по инициативе Росзаповедцентра Минприроды России. Об этом http://zapovedsever.ru/news/details/bolshoj-okean-bolshaya-otvetstvenost
По результатам работы форума была принята резолюция, значительную часть которой составили предложения от Заповедников Таймыра. Вот эти тезисы:
- Формирование единой позиции в отношении круизного и экспедиционного туризма в Арктической зоне РФ в части:
— обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принимающей стороны; обеспечения соблюдения режима охраны ООПТ;
— обеспечения благоприятного соотношения – познавательный туризм, экономика, угрозы внешней и внутренней безопасности;
— обеспечения единого формата пакета документов при запросе о выдачи Разрешения на посещение (высадку) ООПТ Арктической зоны РФ.
2. Разработка и согласование правил работы с туроператорами, представляющими интересы круизного и экспедиционного туризма в Арктической зоне РФ в части:
— нормы предельно допустимых нагрузок в условиях изменения климата в целях предотвращения негативных экологических последствий при посещении Арктических ООПТ;
— согласование единой сети туристических дестинации познавательного туризма на ООПТ в Арктической зоне РФ с учетом интересов национальной безопасности в аспектах – экологии, репутации, эпидемиологии, экономики, социальной и межнациональной политики государства.
3. В рамках участия в реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, Утвержденной Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 предложить:
— поправки, дать новые предложение необходимые для формирования нормативно-правовой базы в отношениях «ООПТ – познавательный туризм» в Арктической зоне РФ;
— инициировать создание федеральной целевой программы «Создание и поддержка функционирования инфраструктуры познавательного туризма ООПТ Арктической зоны РФ», как объектов двойного назначения, в том числе как турпродукта для круизного и экспедиционного туризма.
4. Выйти с предложением о внесении дополнений в Распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2019 г. N 1875-р в части:
— дать исчерпывающее определение понятия разрешенных мест посадки, высадки пассажиров иностранных судов в Российской Арктике;
— отразить возможность высадки на побережье только в границах ООПТ уже имеющих сервисную инфраструктуру, постоянное физическое присутствие службы охраны ООПТ, отсутствие угрозы вероятного возникновения конфликта «человек-медведь».
5. Выйти с предложением о внесении дополнения, в Постановление Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 679 «Об утверждении Правил получения разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов»:
— в части конкретики определения ответственности визирования и согласования конкретных Разрешений на маршруты круизных и экспедиционных судов с пунктами остановки и высадки пассажиров на берег со стороны ФОИВ.
— обязательство установки и использования приборов системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии на маломерных вспомогательных лодках (типа «Зодиак») во время их эксплуатации в водах РФ командой и пассажирами научных и туристических судов в рамках Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС).
6. В краткосрочной перспективе (2020-2024) определить и утвердить места туристских дестинаций в Арктике, наделить их статусом территорий опережающего развития, подготовить соответствующую нормативно-правовую базу их деятельности на Федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
7. В долгосрочной перспективе (2025-2030) реанимировать перспективные полярные станции на островах и мысах Российской Арктики как объектов двойного назначения, в том числе как турпродукта для круизного и экспедиционного туризма.
8. В целях ликвидация накопленного экологического ущерба, крупных несанкционированных свалок отходов, остатков нефтепродуктов в границах ООПТ, возникших до их организации:
А) Организовать совещание по обмену опытом борьбы с накопленным экологическим ущербом, крупными несанкционированными свалками отходов, остатками нефтепродуктов в границах ООПТ, возникших до их организации;
Б) Разработать понятный алгоритм борьбы с накопленным экологическим ущербом, крупными несанкционированными свалками отходов, остатками нефтепродуктов в границах ООПТ, возникших до их организации;
В рамках выполнения данных задач:
— Коллективно подготовить предложение в формате нормативно — правового документа, позволяющего в границах ООПТ ликвидировать накопленный экологический ущерб, крупные несанкционированные свалки отходов, остатки нефтепродуктов управляющими учреждениями до установления их собственника с последующей возможностью взыскания с установленного собственника понесенных затрат на их ликвидацию.
— Предусмотреть в нормативно-правовых документах возможность ликвидации накопленного экологического ущерба, крупных несанкционированных свалок отходов, остатков нефтепродуктов за счет средств как государственной целевой субсидии так и за счет средств пожертвований.
— Предусмотреть в нормативно- правовых документах возможность жертвования средств Жертвователя напрямую потенциальному подрядчику, привлеченному к ликвидации накопленного экологического ущерба, крупных несанкционированных свалок отходов, остатков нефтепродуктов на территории ООПТ на этапах проекта ликвидации и реализации проекта, что позволит ускорить процесс документооборота, финансовых операций. В тоже время исключит возможность коррупционных схем, претензий, поскольку со стороны ООПТ будет осуществляться только контроль за ходом выполнения работ и их результатов совместно с природоохранной прокуратурой в силу имеющихся полномочий.
— Предусмотреть в нормативно-правовых документах «стимулятор» для Жертвователей, выделяющих пожертвование на ликвидацию накопленного экологического ущерба, крупных несанкционированных свалок отходов, остатков нефтепродуктов в границах ООПТ в части упрощенной схемы «окрашивания» жертвователя со стороны государства, определенных преференции в части налогообложения и кредитование.
9. Выйти с предложением разработки нормативно-правового документа предусматривающего следующее – в случае если наносимый ущерб окружающей среде не возможно снизить до допустимых показателей за счет использования наилучших доступных технологий, в силу их отсутствия в настоящее время, предусмотреть ответственному обязательство по ликвидации накопленного экологического ущерба, крупных несанкционированных свалок отходов, остатков нефтепродуктов в границах ООПТ в регионе присутствия пропорционально наносимому ущербу окружающей среде до момента появления (создания) технологий позволяющих снизить ущерб окружающей среде до допустимых показателей.
Сегодня Константин Александрович включен в рабочую группу по развитию Арктического туризма. В ноябре 2021 года в С.-Петербурге состоится Арктический форум, где наши предложения будут учтены, что положительно повлияет на создание нормативных законодательных актов по этому вопросу.
Станислав СТРЮЧКОВ,
ведущий специалист по связям с общественностью
ФГБУ «Заповедники Таймыра»