Исполнилось 32 года со дня создания заповедника «Путоранский», который является важной частью ООПТ, подведомственных Объединенной дирекции заповедников Таймыра. Это — замечательный повод вспомнить о людях, которые были вдохновителями и организаторами заповедной сети Таймыра. Одним из них был Борис Михайлович Павлов.
Родился он в 1933 году в селе Заречье Владимирской области. В школьные годы Борис прочитал сочинения Альфреда Брэма и решил свою жизнь посвятить изучению животных. Ему очень хотелось походить на знаменитого немецкого натуралиста с мировым именем. Он мысленно совершал невероятные приключения, путешествия. Если его друзья-сверстники мечтали стать артистами, лётчиками, инженерами, врачами, учителями, то он желал быть только зоологом. Уже в восьмом классе он поставил перед собой цель – получить биологическое образование. После окончания средней школы он поступил в Московский пушно-меховой институт на охотоведческое отделение.
В 1955 году МПМИ был расформирован. Студентам охотоведческого отделения было предложено продолжить учёбу в Иркутском сельскохозяйственном институте, то есть переехать в Иркутск. Отказавшимся было предложено перейти на зоотехническое отделение со специализацией по звероводству и охотоведению и учиться во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования (г. Балашиха). Борису эту проблему пришлось решить самостоятельно: он рано лишился родителей – мать умерла, когда ему было 5 лет, тремя годами позже умер отец. Он, не задумываясь, выбрал Иркутский СХИ. В институте Борис стал более углубленно изучать птиц. В свободное от занятий время читал книги по орнитологии.
Однажды он у С.А. Батурлина прочитал о розовой чайке. Эта птица необыкновенной окраски захватила его душу. У него появилась, как он позднее говорил мне, «розовая мечта» – увидеть розовую чайку хотя бы один раз в жизни. Он понимал: ни в Иркутске, ни в ближайшей округе эту птицу не встретишь. Надо ехать на север. Ведь только там её видели.
В 1957 году он окончил Иркутский СХИ и получил специальность биолога-охотоведа. Просился, чтобы его направили на самый дальний север. Именно там он рассчитывал встретить птицу своей мечты. Ему дали направление на Тюменский север Ямало-ненецкого национального, ныне автономного округа. Здесь он работал в течение шести лет в «Окррыболовпотребсоюзе» охотоведом заготконторы. В период работы на Ямале, Борис перечитал всю литературу по орнитофауне округа. Ни в одной работе не было упоминания о встрече розовой чайки. Не встречал их и знаменитый зоолог Борис Житков, который на севере Ямала провёл три года.
Вечерами он часто думал: «Раз никто здесь не встречал розовую чайку, значит, её нет на Ямале. Её надо искать восточнее, на Таймыре». После этого Борис доставал карту Красноярского края. Разворачивал её на столе. Находил Таймыр, и думал: «Восточный Таймыр севернее устья Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы. Именно там можно обнаружить розовую чайку». В результате, он принял решение уехать на Таймыр, где была колония розовой чайки и огромные стада диких северных оленей.
В 1974 г. он защитил диссертацию на тему «Белая и тундряная куропатки Таймыра» на соискание учёной степени кандидата биологических наук. В том же году Б.М. Павлов был назначен заведующим лабораторией экологии диких животных, а в 1982 г. он был назначен заведующим отделом биологии промысловых животных НИИСХ. С этого времени усилились исследования по изучению ресурсов промысловой фауны, численности и охране редких животных Таймыра (краснозобой казарки, снежного барана, овцебыка и др.).
Борис Павлов начал деятельность по обоснованию создания сети заповедников и заказников на территории Таймыра. Он был вдохновителем и основным инициатором разработки проекта заповедника «Путоранский» и заказника «Пуринский».
Особенно значительный вклад внесён Б.М. Павловым в изучение крупнейшей в Евразии таймырской популяции диких северных оленей. Результаты проведённых исследований по экологии диких северных оленей, мониторингу, охране и управлению численностью явились научной основой деятельности административно-хозяйственных органов и хозяйств всех форм собственности не только Таймыра и Эвенкии, а также других северных территорий, занимающихся промыслом дикого оленя. Аналогов интенсивной длительной эксплуатации, детального изучения и мониторинга крупной популяции диких северных оленей, подобной таймырской, в мире нет. Как отмечено в материалах международной программы CARMA (мониторинг северных оленей и карибу), таймырская популяция диких северных оленей является наиболее изученной среди крупных промысловых популяций северных оленей и карибу в мире, а методы управления популяцией – наиболее успешными.
Борис Михайлович внёс вклад и в выполнение выдающегося эксперимента XX века — реакклиматизация овцебыка на Таймыре.
За период научной деятельности он участвовал в написании ряда монографий, опубликовал более 200 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях. Под его редакцией была опубликована книга «Охотничье хозяйство Енисейского Севера», которая является ценнейшим руководством для всех, кто интересуется животным миром Крайнего Севера.
За высокие научные и производственные достижения Б.М. Павлов в 1986 г. награждён орденом «Дружбы народов». За разработку основ промыслового оленеводства и внедрение в производство прогрессивной технологии заготовки и переработки оленины ему в 1990 г. присвоено звание Лауреата премии Совета Министров СССР. Он – один из авторов фотоальбома «Таймыр край удивительный».
Жизнь выдающегося биолога-охотоведа оборвалась трагически в 1995 г.
У многих биологов-охотоведов, зоологов Крайнего Севера России и северных зарубежных стран имя Бориса Михайловича Павлова всегда будет ассоциироваться с уникальным биологическим ресурсом – диким северным оленем Таймыра. Я глубоко благодарен ему и храню память о нём как о человеке, много сделавшем для меня.
Пройдут годы, а дикий северный олень по-прежнему будет волновать научный мир, и мы, ученики Борисам Михайловича Павлова, будем охранять и спасть этих животных в современных критических условиях.
Леонид КОЛПАЩИКОВ, д.б.н.
начальник научного отдела ФГБУ «Заповедники Таймыра».
Фото из архива автора