Несколько лет назад сотрудники Объединённой дирекции заповедников Таймыра обратили пристальное внимание на техногенный мусор, оставшийся на некоторых заповедных территориях ещё с дозаповедных времён.
В основном, это отходы, которые оставили после себя советские экспедиции геологов, геодезистов и полярников, работавшие в период с конца 1930-х до начала 1980-х годов. Большая часть из этих отходов – металлолом и ржавые металлические бочки, зачастую содержащие в себе остатки разных горюче-смазочных материалов. Значительное количество такого мусора скопилось, в частности, в районе озера Аян, где и было решено позапрошлым летом провести генеральную уборку своими силами. Для этого Заповедники Таймыра выиграли целевой грант Норникеля.
В течение лета 2019 года работники заповедника вместе с волонтерами собрали более 400 пустых бочек на берегах заповедного озера и сконцентрировали их на двух площадках, приготовив для дальнейшего вывоза, а бочки с остатками ГСМ закрепили на местах нахождения во избежание пролива. Дальше заниматься транспортировкой этих объектов, их вывозом из заповедника сотрудники нашей организации по закону не имеют прав, а средств на проведение этих работ с помощью сертифицированных организаций не предусмотрено госзаданием. Мы неоднократно писали об этом:
http://zapovedsever.ru/news/details/pervyj-metall
http://zapovedsever.ru/news/details/novyj-proekt-volonterov-tajmyra
http://zapovedsever.ru/news/details/press_konferencziya-chisto_ayan
http://zapovedsever.ru/news/details/chisto_ayan-rabota-v-razgare
На результаты работ обратила своё внимание прокуратура. Понимая, что своими силами Заповедники Таймыра не справятся, прокуратура инициировала судебный иск в отношении заповедников и Минприроды России, которому заповедники подчиняются. Суд поддержал исковые требования. Согласно решению суда, нужно вывезти груды металла и ржавых бочек за один год с территории плато Путорана и за два года — с отдалённых территорий в Арктике. Указанные сроки для выполнения работ объективно не реальны, и они будут опротестованы в порядке апелляции.
— Необходимость «уборки» неоспорима, однако её сроки должны быть выполнимы, — объяснил Константин Просекин, директор Объединённой дирекции. — Конечно, через год-два можно наказать ответчиков штрафом за неисполнение, вот только штраф этот будет взят из тех же бюджетных средств, которые могли бы пойти на уборку. Это неэффективно, поэтому нужно обжаловать сроки, изменить их и качественно выполнить большую уборку на заповедных территориях. Фактически такие работы потребуют не менее пяти лет. Сначала специалисты по работе с такими отходами должны провести рекогносцировку. Определить объём, виды отходов и нефтепродуктов. Для каждого вида — бензина, солярки, мазута — нужны разные реагенты для абсорбции и безопасной перевозки. Кроме того, нужны лицензированные специалисты. А ещё эти работы очень дорогие — значит, их надо провести в рамках федерального закона № 44. При этом логистика на Севере не только сложна, но и крайне затратна. К месту работ в Путоранах специалисты смогут попасть только летом, на вертолётах. А в Арктике можно работать только пока открыта навигация — это очень небольшой промежуток времени, буквально месяц-полтора в году. При этом расстояния огромны – тысячи километров! Весь этот комплекс работ нереально выполнить за год или два, — подчеркнул директор.
Что касается финансирования, то по самым примерным подсчётам вывоз отходов только с плато Путорана потребует не менее 25 миллионов рублей. Вывоз из Арктики — в разы больше. Для примера: часть отходов находится на острове Уединения в Карском море, это 450 километров до ближайшего порта Диксон и 930 километров до ближайшего аэропорта. Эти цифры — расстояния только по прямой, без учёта метеоусловий, ледовой обстановки и т.д. Тем не менее, мы надеемся на эффективное решение проблемы. Окончательное решение о выделении средств будет принимать Минприроды России.
Станислав СТРЮЧКОВ,
ведущий специалист по связям с общественностью
отдела экологического просвещения и туризма
ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра».