Фото: Лариса Стрючкова

Мы продолжаем рассказ о комплексных ботанических исследованиях, которые в прошлом сезоне проводили учёные Заповедников Таймыра на озере Кутарамакан (одно из многочисленных разломных озёр плато Путорана) – Елена и Игорь Поспеловы. Сейчас подводятся итоги полевых работ, и в этой части мы расскажем об исследованиях, которые провёл Игорь Николаевич в отношении поясности модельного участка.

В целом, основных пояса три: лесной, подгольцовый, гольцовый. Но в них можно выделять по несколько подпоясов. Вот, например, нижний пояс – это, безусловно, лесной. Правда, сомкнутых лесов там не очень много. Преимущественно елово-лиственничные и елово-берёзово-лиственничные близ озера. Пояс идёт примерно до высоты 300-400 метров. Дальше начинаются берёзовые криволесья. Именно на Кутарамакане они очень интересны: в некоторых местах, прямо как в Подмосковье, со сплошным покровом черники. Эти берёзовые криволесья поднимаются до высоты 500-600 метров.

Криволесья сменяются поясом подгорных ольховников, часто с примесью отдельных деревьев лиственницы. Он доходит до 600-700 метров высоты, постепенно переходя, в зависимости от крутизны склона, либо в горные альпийские луга (если крутые), либо напрямую в горную тундру (если склоны пологие).

Горно-тундровый пояс идёт почти до 950 метров, даже до 1000. Выше 1000 метров – то, что Владимир Борисович Куваев, первый исследователь высотной поясности плато Путорана, назвал холодными гольцовыми пустынями, то есть здесь произрастают практически одни лишайники. Высших сосудистых растений видов 15-20, не больше, и их общее покрытие всего 1-2 процента.

В верхнем горном поясе, в «ветровой тени» на склонах и в долинах ручьёв часты снежники. В этом районе летующих снежников практически нет. К моменту отлёта экспедиции в конце августа они сошли почти все. Да и когда летели к месту исследований в июне на вертолёте снега было не очень много. Прошлый год в этом отношении был скупой.

Иманагда. Летующий снежник Фото: Игорь Поспелов

Очень  интересные моменты удалось зафиксировать учёным, когда пролетали над горами Имангда. Там наблюдается промежуточная стадия между снежником и ледником: летующие снежники внизу имеют вытаинку. И видно, что это именно многолетние наслоения. Согласно классическому научному определению, отличие ледника от летующего снежника в наличии движения. Ледник должен двигаться, а там никаких признаков движения нет. Тогда были бы заметны напорные морены, язык какой никакой, даже если это каровый ледник. А те, однозначно, летующие снежники, хотя – и это видно – не сходит такой летующий снежник десятилетиями.

Озеро Богатырь. Последние ледники. Фото: Игорь Поспелов.

И надо сказать, что это достаточно типично именно для Путоран. Ведь плато – район умирающего оледенения. По прогнозам, если следовать учебникам по гляциологии СССР,  ледники этой горной страны должны были уже 20 лет назад исчезнуть. Но пока они ещё есть. Их Игорь Поспелов лично наблюдал в районе озера Богатырь. И в данном случае они существуют не за счёт более низких температур на большой высоте, а за счёт большого количества зимних осадков: выпадает много снега и он не успевает стаивать.

Лариса СТРЮЧКОВА,

ведущий специалист по связям с общественностью

ФГБУ «Заповедники Таймыра»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *