Закончила работу в поле очередная для Заповедников Таймыра научно-исследовательская экспедиция «Пясина-2020», проводимая совместно с WWF России при поддержке «с воздуха» Рабочей группой по гусеобразным Северной Евразии. Напомним, её целью стал экологический мониторинг на территории Пясинского участка государственного природного заповедника «Большой Арктический». Экспедиция выполнила комплексные задачи: мониторинг биологических компонентов природной среды (млекопитающие, птицы, рыбы, зоопланктон, зообентос, растительность), как на территории заповедника, так и на сопредельных участках в долине реки Пясины. Кроме того, велись метеорологические и фенологические наблюдения, геоботанические исследования, фиксация экзогенных геологических процессов и ландшафтных изменений, происходящих как в долине реки, так и на сопредельных участках тундры, выявлялись взаимосвязи с процессами, происходящими в результате изменений климата.
Мы публикуем предварительные результаты этой полевой работы, подготовленные заместителем директора ФГБУ «Заповедники Таймыра» по науке и экологическому просвещению Михаилом БОНДАРЕМ. Стоит сказать, что результаты эти имеют, прежде всего, экспертную оценку, не претендуя на итоговые заключения. Все материалы, собранные в рамках полевых работ, ещё будут проходить тщательную обработку и итоговые данные мы обязательно предоставим общественности, однако некоторые тенденции уже видны сейчас.
Первое. Конечно же про оленей… По глазомерной оценке, в центральной части Таймыра в бассейне р. Верхняя Таймыра в скоплениях отмечено около трёх тысяч диких оленей, это в тех районах, где ещё в 2017 г. нами визуально отмечались стада до 35 тыс. голов, а общая численность дикаря в наиболее многочисленной верхнетаймырской группировке составляла, по нашим данным, из более 164 тыс. особей.
Однако есть и хорошие наблюдения: в некоторых стадах присутствует хорошая выживаемость телят 0,6-0,7 сеголетков на 1 самку. Вероятно, это те маточные стада, которые прошли крупные водные преграды в весеннюю миграцию до таяния льда.
На обследованной территории обитания тарейской группировки отмечено всего несколько десятков особей, а общая её численность в междуречье рек Пясина и Хутудабига, по нашей экспертной оценке, может составлять от нескольких сотен до тысячи-двух тысяч особей. Напомню, что численность оленя в этой группировке по данным наших учётов в 2017 году составляла более 41 тыс. особей. Самки среди всех отмеченных здесь оленей в этом году составляли примерно 30%, все они были без телят. Кроме того, с самолета отмечено нескольких взрослых самцов оленей, погибших по невыясненным причинам, но не в результате гибели от хищников.
На западе Таймыра в междуречье рек Енисей и Пясина почти на 900 км авиамаршрута дикаря вообще не встречено. Начало так называемой первой волны миграции оленя в тундре нами было отмечено по спутниковым ошейникам 15 июля, и в районе Хатанги он появился уже через 3 дня, насколько нам помнится – это рекорд такого раннего появления оленей в лесотундре. Возможно, во многом этому способствовала прохладная и ветреная погода июля и снижение активности двукрылых кровососущих насекомых.
Всё это – предварительные результаты, но тенденция неуклонного снижения численности всех группировок наблюдается в последние 5 лет наших исследований. Только тотальный авиаучёт дикаря и закладка основ мониторинга популяции могут отразить фактическое их количество и реальное состояние популяции.
Второе. На обследованных с самолёта участках тундры центрального и западного Таймыра практически отсутствовала белая сова, реже, чем в прошлые годы, встречались поморники. Это, в первую очередь, следствие низкой численности леммингов в этой части полуострова.
Третье. Заметно сократились уловы местных рыбаков в среднем течении Пясины, однако это опросные сведения, требующие специальных ихтиологических и гидробиологических исследований.
Четвертое. В 2020 году, визуально, заметно ниже численность гусеобразных (белолобый гусь, гуменник) в дельте реки Пясины по сравнению с прошлым годом и тем более с 2016 годом. Однако списывать это на разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 преждевременно. Есть и вполне логичные доводы некоторых учёных: в результате тёплой весны на севере Сибири произошло раннее распаление льда на реках и озёрах, и часть гусей могла остановиться на гнездование на путях своей миграции, в результате чего численность их в дельте Пясины показалась нам визуально ниже прошлых лет. Однако эти версии предварительные и сейчас нами проверяются. Более того, напомним, что настоящие данные пока экспертные и материалы по подсчёту численности гусеобразных в дельте реки Пясины и сопредельных районах ещё в обработке и окончательный результат нами будет озвучен позже.
Теперь о положительной динамике… Визуально, население на Таймыре таких редких видов птиц как малый лебедь, орлан-белохвост, краснозобая казарка, белоклювая гагара стабильно. Более того, по нашему мнению, численность первых двух имеет тенденцию роста. По реке Пясине отмечается стабильная численность фоновых видов птиц, к примеру, таких как кулик-воробей, полярная крачка, серебристые чайки и др. Высока в этом году численность и некоторых млекопитающих, таких как заяц-беляк. Повсеместно, в том числе на западном Таймыре, встречаются небольшие стада и одиночные особи овцебыков, что может говорить об их активном расселении по Таймыру.
На всём протяжении Пясины визуально гибели рыб, птиц и млекопитающих в прибрежной зоне и акватории реки мы не отмечали. На всём протяжении маршрута проводилась фото и видеофиксация встречаемых животных и природных явлений.
Фото: Михаил БОНДАРЬ