«По одёжке» встречали во все времена. Вторая часть этой народной пословицы опровергает правильность такого подхода суждения о человеке, но факт остается фактом: одежда, словно информационное поле, в котором считывается о человеке его статус, привычки, национальная принадлежность, образ жизни. Национальная одежда является неотделимой частью культуры любого народа и страны. В её элементах находит отражение быт и традиции, климат и местоположение, история развития и культура отдельного народа. Головные уборы, элементы вышивки, многослойная структура, украшения и даже музыкальные инструменты – всё имеет смысл.
Удэгейская национальная одежда не исключение. При выборе материала большое значение имел цвет ткани и повод для пошива одежды. Черный – это земля, плодородие, красный — сила, красота, зеленый — весна, молодость, белый – цвет траура. На отделке халата причудливо вьются красная, желтая, зеленая нити, складываясь в причудливые узоры. И расцветает под умелыми руками багульник, мудро взглянет филин, заалеет рассвет. В каждом орнаменте – живописные сопки Сихотэ-Алиня, стремительные горные реки, покрытые цветами долинные луга. Каждый завиток несет свой смысл и защиту, ведь удэгейский орнамент выступает защитой от злых духов с одной стороны и привлекает удачу, охотничий фарт. Наиболее часто женщины узоры вышивали, используя натуральные материалы (хлопок, шелк, шерсть) на вороте, рукавах, подолу халата. «Традиционная одежда удэгейцев соответствовала требованиям сурового климата, географической среды и хозяйственной деятельности. Вся одежда удэгейцев по половозрастным различиям разделялась на мужскую, женскую и детскую, по сезонам- на зимнюю, весенне-осеннюю и летнюю, по назначению на повседневную, праздничную, промысловую, свадебную и ритуальную». (А.Ф. Старцев Культура и быт удэгейцев вторая половина 19-20 в.).
В национальном парке «Удэгейская легенда» для работы с туристами, детьми, участии в тематических выставках, специалист по экопросвещению Евгения Ильичева шьет традиционную одежду: женские халаты (тэгэ), костюмы охотника, шаманское одеяния, аксессуары – повязки, сумочки, шапки, пояса.
Туристы с удовольствием примеряют костюмы, фотографируются. Наибольшим успехом пользуется наряд шамана, состоящий богато украшенного халата, юбки, нагрудника, шапки и пояса с металлическими колокольчиками, выполненными из латунных гильз. Кому-то такой материал покажется странным, но именно так было всегда – металл был значимой валютой при безденежном обмене, а оружию и его возможностям коренные народы севера традиционно отводили и отводят до сих пор особое место в иерархии поклонения. Оружие было главным признаком взросления и путь к успешному будущему. «Отец обязательно дарил сыну сначала лук, и если он смог им успешно воспользоваться, получал в дар от старшего родственника копье. Когда юноша добывал первого зверя, в стойбище обязательно устраивали праздник», — вспоминает истории предков Евгения.
Дети в садах и школах, нарядившись в костюмы», под звуки кункая разыгрывают сценки «Проводы охотника на промысел», «На берегах Имана».
Евгению Ильичеву научила мастерству традиционного пошива национальных костюмов замечательная женщина Раиса Максимовна Андрейцева: «Она всегда выступала за сохранение удэгейских традиций, невероятно красиво вышивала, организовывала выставки быта коренных народов, Является инициатором проведения праздника народа удэге «Сагди Дава» (Большая рыба), посвящённого началу путины, который теперь включен в реестр объектов нематериального наследия культурного наследия России».
Большинство из наших гостей, друзей, сторонников, учеников уже неоднократно видели традиционный удэгейский халат. Но живые культуры тем и отличаются, что они могут развиваться, не отменяя своих основ. Так и мы в определенный момент поняли, что в использовании на мероприятиях исключительно классического варианта национальной одежды есть нечто искусственное и надуманное. Проконсультировавшись с этнографами, историками, представителями самого народа и профессиональным портным сначала отрисовали, а потом и исполнили платье, сочетающее в себе основы кроя и колористики удэгейской культуры, современные этноденценции и базовые представления о том, чем в принципе отличается народная одежда. В такой одежде можно пойти в театр, на праздник, творческое мероприятие и оно будет смотреться модно, стильно, а самое главное – уникально.
В современном мире становится все больше «быстрых трендов» — направлений в моде, которые живут крайне недолго (это еще одна, как ни странно, экологическая проблема, о которой мы говорим с туристами и расскажем нашим читателям со страниц газеты в следующий раз). Меняется актуальная длина/цвет/материалы. Но есть в мире моды и «длинные тренды» — те, которые приходят на годы, а некоторые – даже на десятилетия. Именно к таковым относятся этномотивы, захлестнувшие в конце 90-х подиумы, проникшие в коллекции культовых брендов, а спустя пару лет и наводнившие массмаркет. Сегодня практически каждая новая линейка едва ли не каждой марки имеет элементы национальных культур. В этом и искренняя толерантность к этническим меньшинствам и большая коммерческая выгода. Причем, чем тоньше подается идея, тем выигрышнее смотрится модель. Иногда это буквально полунамек на какую-то конкретную этно-конфессиональную группу, но целевая аудитория прекрасно считывает его и радостно применяет предмет.
Географическое расположение, история места, задачи и само название парка располагает к использованию национальных мотивов в фирменном стиле. Так называемый бренд-бук – утвержденная концепция фирменного стиля, которым определены цвета организации, стиль оформления корпоративной продукции.
Логотип или эмблема национального парка, используемый и в официальных документах, и рекламной продукции также стилизован под национальный узор – это морда животного, в которой легко узнаваемы тигр и медведь.
В целом в культуре национальные мотивы успешно используются не только в одежде и логотипах, но и в других популярных товарах – на чехлах телефонов, брелоках, посуде, экосумках (еще один большой и нежно любимый экологический проект нашего учреждения, знаете о нем?), в некрупной мебели и, конечно, украшениях. Нами пока опробованы далеко не все из возможных, но мы точно знаем, какие именно идеи воспринимаются нашими сторонниками «на ура». Так, мотив, нарисованный с использованием основных правил удэгейской графики в современной стилизации «мы все в одной лодке» неоднократно дорабатывался, сегодня он уже является вполне узнаваемым символом учреждения, в наших футболках ходят сотни людей в разных уголках нашей страны и даже за ее пределами. Изначально 4 человечка, сидящих в лодке, подразумевали наших волонтеров, но очень быстро мы поняли, что в этой лодке не только наши друзья, но и мы сами. Отсюда родился ставший популярным лозунг. Но ввиду технической ошибки, один пассажир «потерялся» и их осталось трое. Спустя год, мы эту оплошность исправили – теперь он изображен на спине, ребята бросили своему другу спасательный круг, такой посыл очень соответствует нашему собственному мировоззрению – мы не готовы оставить друга в беде, и не оставим.
Мы считаем, что развивать равно сохранять. Напоминая людям через мелкие, забавные, но и функциональные вещицы, качественную и экологичную одежду об уникальности и разнообразии народов, населяющих Нашу Страну, заинтересовывая, рассказывая, объясняя на первый взгляд непонятные или даже странные традиции, мы делаем свой вклад в большое дело развития разнообразия, уникальности страны, в повышение привлекательности региона для внутреннего туризма, в сохранение, в конце-концов, самой культуры и повышения ее шансов быть «живой» и для тех наследников культуры удэге, которым еще только предстоит родиться.
Пресс-служба национального парка «Удэгейская легенда»