В Петербурге состоялся XXV международный экологический форум «День Балтийского моря». Заповедники Таймыра приняли участие в мероприятии. Нашу территорию представил заместитель директора по науке и экологическому просвещению ФГБУ «Заповедники Таймыра» Михаил Бондарь.

«За четверть века форум «День Балтийского моря» помог всему городу серьезно продвинуться в области охраны окружающей среды, рационального управления водными ресурсами, разработки практических мер по сохранению экологического климата», — отметил губернатор Северной столицы Александр Беглов.

Юбилейный форум собрал более 600 участников из 40 городов и 26 регионов России. Среди зарубежных – гости-специалисты из Китайской Народной Республики, Ирана, Колумбии и Индонезии. Мероприятие объединило единомышленников и хранителей не только Балтийского моря. За круглыми столами собрались сотрудники заповедных учреждений, океанологи, мореманы и просто люди, увлеченные изучением морей от Японского до Баренцева, а также внутренних крупных водоемов страны.

На форуме обсуждались вопросы, связанные изучением и охраной водных акваторий, и развитием туризма на них. Поднимались вопросы сохранения морской среды и устойчивого развития прибрежных территорий. Были озвучены проблемы приморских территорий в условиях климатических изменений. Особое внимание было уделено особо охраняемым природным территориям.  

Михаил Бондарь выступил на круглом столе «Прибрежные и морские особо охраняемые природные территории». Темой его доклада стала «Биота морских и прибрежных ООПТ Таймыро-Североземельской области: степень изученности, необходимость инвентаризации и мониторинга».

— В зону нашей ответственности входят Карское море и море Лаптевых. Здесь, в Таймыро-Североземельской области, расположено несколько охраняемых природных территорий, под управлением нашего учреждения — Заповедников Таймыра;

— Все наши заповедники и заказники — это обширные разрозненные территории, занимающие площадь почти 12 млн. гектаров и рассредоточенные практически по всему крайнему северу Средней Сибири на площади более 23 млн гектаров. А это по размеру сопоставимо, к примеру, с Великобританией;

— В первую очередь – Большой Арктический заповедник. Само первое слово в его названии говорит о том, что это самый большой заповедник не только в российской Арктике, но и в России. Он состоит из 34 кластерных участков. Почти четверть этого заповедника составляет акватория Карского моря и моря Лаптевых;

— Таймырский заповедник — это биосферный заповедник и его арктический кластер, призван сохранить уникальные и типичные приморские аквально-территориальные природные комплексы Восточного Таймыра и в первую очередь ключевые летне-осенние местообитания лаптевского подвида моржа и лаптевской субпопуляции белого медведя;

— Ещё одна наша территория – это Североземельский заказник. Крайняя северная его точка лежит на широте 80°. Одна из самых северных ООПТ России и самая молоизученная в биологическом плане, а поэтому и самая вожделенная для исследователей.

Михаил Геннадьевич рассказал о проделанной заповедниками Таймыра работе по изучению биологического разнообразия этих морских и прибрежных резерватов:

— Уж так повелось, что многие заповедники условно выделяют для себя приоритетные виды биоты, являющиеся символами этих территорий, так называемые флаговые виды животных. Есть такие и у нас: символ Большого Арктического — белый медведь, Таймырского — лаптевский морж, Североземельского – белая чайка.

Изучением белого медведя карской и лаптевской субпопуляции мы занимаемся совместно с ИПЭЭ РАН уже с 2012 года. Последние исследования были проведены в 2024-2025 гг.. На этих животных установлено 26 радиомаяков. У 27 медведей произведен отбор биопроб и морфометрические измерения. В настоящее время учет еще проводится, но уже начат анализ полученных данных.  Надеемся выйти на численность карской субпопуляции, которая до сих пор оставалась неизвестной.

Изучением лаптевских моржей мы занимаемся с 2014 года с различными организациями и отдельными специалистами, но в основном это несистемные исследования и говорить о мониторинге здесь вряд ли возможно. Однако в разные годы получены данные о численности, половозрастном составе, месторасположении береговых лежбищ и пространственных перемещениях этих ластоногих на восточном побережье Таймыра и в западной части моря Лаптевых.

Приоритетной группой при проведении наших исследований являются птицы и, в первую очередь, это гусеобразные и ржанкообразные. Здесь мы сотрудничаем с Рабочей группой по гусеобразным, биофаком МГУ, ИПЭЭ РАН, ААНИИ, некоторыми иностранными специалистами. Проводили как проблемные орнитологические исследования, так и мониторинг птиц на нескольких ключевых участках Таймыра, на островах Карского моря и архипелаге Северная Земля. Многие годы осуществлялся «Проект мониторинга куликов на Таймыре». И здесь получены очень интересные сведения о гнездовой биологии и влиянии потепления климата в Арктике на птиц. Проводился подсчет гусеобразных на Таймыре. По многим видам получены данные о распределении и численности.

Кроме того, на прибрежных территориях периодически стараемся осуществлять биологический мониторинг с оценкой состояния индикаторных видов некоторых млекопитающих. Приоритетными являются копытный лемминг, дикий северный олень, овцебык и песец.

К большому сожалению, по морским млекопитающим удается получить только отрывочные данные: по численности нерпы и лахтака, о единичных встречах белух, также редки сообщения о встречах с гренландскими китами. Некоторые данные с наших территорий, к примеру о встречах нарвалов, так и остались без подтверждения.

В 2016-2018 гг. мы совместно с НИИЭРВ проводили ихтиологические и гидробиологические исследования в бассейне р. Пясина, а также в Пясинском заливе и в юго-восточной части Карского моря. С 2021 года, после аварии на ТЭЦ-3 в Норильске, эти исследования совместно с ВНИРО проводятся каждый год на системной основе, в том числе, в Большом Арктическом заповеднике в дельте р. Пясина. В результате этих исследований изучалось видовое разнообразие рыб и их обилие. Отбирались биопробы для генетических и токсикологических исследований. Отмечен ряд изменений, происходящих в ихтиофауне исследуемого района. В настоящее время уделяется внимание изучению такого инвазивного вида как горбуша, которая уже с 2012 г. так сказать штурмует реки Таймыра, впадающие в Карское море.

Стоит добавить о такой обширной группе, как беспозвоночные. Однако, в отношении Большого Арктического заповедника и Североземельского заказника рассказать практически и нечего, т.к. с 1930-х годов исследования по фауне беспозвоночных проводились не системно и не на территории этих ООПТ, что не позволило составить даже приблизительный список видов. Работы по инвентаризации беспозвоночных здесь не проводилось в принципе. По литературным сведениям, есть один вид жуков, 3 вида клещей, один вид пауков, два вида чешуекрылых и все… Однако это не говорит, что беспозвоночных здесь нет. Ведь на сопредельной территории заповедника и заказника отмечено 358 и 93 вида соответственно. Хотя и здесь исследования проводились весьма поверхностно и локально на материковой и островной суше.

Фауна морских беспозвоночных практически не изучалась. Именно поэтому в настоящее время мы пытаемся консолидировать совместные наши усилия с профильными институтами и специалистами по различным группам беспозвоночных.

Флора Североземельского заказника и сопредельных территорий была описана по трудам Короткевича, Е.С., Сафроновой И.Н., Матвеевой Н.В., но опять же это исследования, проводившиеся по большей части на сопредельной территории с этой ООПТ. Однако, ориентировочный список видов сосудистых растений, мхов и лишайников мы, все-таки, составили и подытожили результаты флористических исследований на сопредельной территории с заказником на о. Большевик. Получилось немногим более 200 видов. Безусловно мы не считаем этот список исчерпывающим, т.к. флористы и сами говорят о том, что вероятно масса новых видов будет дополнять эти списки при проведении новых исследований.

«Перспективы разведки и добычи углеводородов в окрестностях таймырского побережья, предопределяют этот регион, как один из наиболее привлекательных для человека районов Арктики. Освоение шельфовых и береговых месторождений Карского моря и моря Лаптевых, развитие Северного морского пути и наземной транспортной схемы Таймыра, будет связано с созданием крупных территориально-производственных комплексов, что влечет за собой существенные экологические риски для прибрежных экосистем, в том числе для наших заповедных территорий.

Подводя итог, ещё раз хотелось бы акцентировать внимание на необходимости более активного использования научно-технического потенциала Заповедников Таймыра при изучении биологического разнообразия, для проведения фонового экологического мониторинга и обеспечения экологической безопасности при ведении хозяйственной деятельности в прибрежных районах Таймыро-Североземельской области» — отметил в конце доклада Михаил Бондарь.

Фото предоставил Михаил Бондарь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *