Каждый год короткий летний полевой сезон ФГБУ «Заповедники Таймыра» складывается из многих экспедиций, рейдов и другой работы, которую надо успеть сделать до наступления морозов. Огромное значение в этой череде событий имеют научные экспедиции, которые традиционно проводятся не только силами ученых нашей организации, но и научными работниками разных профильных организаций нашей страны. Многие из них приезжают на Таймыр годами и даже десятилетиями, изучая собственные темы, что называется, в динамике. Мы неоднократно писали об этом и публиковали результаты такой работы на нашем сайте.
На днях в очередную экспедицию на плато Путорана отправляется очередная группа ученых. О проделанной ранее работе и планах на предстоящий сезон нам рассказал Андрей Пржиборо – сотрудник Зоологического института Российской академии Наук (РАН):
— Наши планы – продолжить изучение преимущественно насекомых, а также других наземных и пресноводных беспозвоночных плато Путорана. В предыдущие поездки нами были охвачены шесть разных территорий плато – район озера Аян, район озера Дулук, восточная часть озера Лама, часть озера Собачьего и Ламские горы, западная часть озера Накомякен и горы Тоннель, а также озеро Кета в его восточной части с горами между Кетой и озером Кутарамкан. В этом году мы собираемся исследовать озеро Харпича на Юго-востоке плато. Это наиболее труднодоступная часть плато, а значит и малопосещаемая.
Важно, что весь этот регион – Путоранский, он очень популярен в плане посещения, но на удивление мало изучен с точки зрения энтомофауны, фауны насекомых и подавляющего большинства других беспозвоночных. Это сплошное белое пятно, за малыми исключениями. Например, в нашем институте одна из четырех крупнейших мировых энтомологических коллекций, и в ней мне не удалось найти ни одной «этикетки» из Путоран! Среди публикаций есть только данные по отдельным группам жуков, немножко изучались дневные бабочки, шмели, и отдельные заметки по немногим другим видам. Относительно хорошо изучены кровососущие комары, но все это только какие-то доли процента от общего возможного материала для изучения.
Несмотря на узкую специализацию, я ставлю перед собой широкие задачи, чтобы вместе с коллегами создать максимально полную картину биоразнообразия. Это коллективная работа, которая проводится международным сообществом ученых, каждый из которых работает по своей узкой теме, но собирают материал для коллег, которые его потом обрабатывают…
В частности, по результатам первого сезона оказалось много новых находок, новых видов, причем не только для Таймыра, но и для Сибири. Вплоть до сенсационных. Даже два новых семейства архаических двукрылых были обнаружены, которых здесь никто даже не предполагал. а это значимый результат! Блефарицериды и дейтерофлебииды и они были известны только на юге Дальнего Востока, а теперь и на Таймыре… Менее значимых находок – многие десятки. Тут сам рельеф подразумевает разные ландшафты и климатические зоны, а соответственно самые неожиданные биологические находки. Кроме того, здесь практически энтомология не изучалась, поэтому мы ждем каждый сезон все новые и новые находки. Причем факт таких находок не удивляет, а вот их количество поражает каждый раз…
Публикаций официальных по этому поводу пока почти нет, только одна статья и доклады на конференциях. Но подготовка идет, камеральная работа двигается и впереди много самых интересных научных публикации…
Добавим, что очередные результаты экспедиции мы опубликуем в конце сезона, где наверняка будут новые неожиданные открытия.
Записал Станислав СТРЮЧКОВ,
ведущий специалист по связям с общественностью
ФГБУ «Заповедники Таймыра»