Фото: Михаил Бондарь
Россия играет особую роль в сохранении арктических экосистем Земли и присущего им видового разнообразия. На её территории обитает примерно 80% всего видового разнообразия Арктики и около 90% собственно арктических видов. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики. Именно здесь находятся территории, наиболее ярко воплощающие типичные черты арктических зональных экосистем. Планетарно значимым районом, своеобразным центром, формирующим и поддерживающим биоразнообразие и жизнеспособность природно-территориальных комплексов в Арктике, является полуостров Таймыр. Это единственная на Земле материковая часть Арктики, представленная полным спектром ландшафтов, почв, растительных и животных сообществ — от северной тайги до полярных пустынь. Таймыр можно считать уникальным эталоном, «мини-моделью» Арктики, который включен в список 200 ценнейших экорегионов мира.
Правительство России определило Таймыр, как один из приоритетных регионов для сохранения природы и устойчивого развития территорий с особо ранимыми арктическими экосистемами. Подтверждением этому служит организация на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района трех крупнейших государственных заповедников, одного федерального и нескольких региональных заказников. Они призваны сохранять разнообразие ландшафтов и биоты, включающей редкие и эндемичные виды растений и животных. Некоторые из них являются реликтами прошлых геологических эпох, другие стали для людей символами дикой природы и усилий по ее охране. В частности, актуальность изучения состояния популяций редких видов морских млекопитающих и белого медведя, определяется важностью задачи восстановления их численности как элементов биоразнообразия и целостности экосистем Таймыра.
В России белый медведь внесен в федеральную и региональные Красные книги арктических субъектов Российской Федерации. Это – крупнейший из наземных хищных зверей. Он всегда вызывает неослабевающий интерес, как среди зоологов, биологов, так и всех, кого интересует животный мир этого сурового региона. Большая часть жизни белых медведей проходит среди дрейфующих льдов. Морской лед используется преимущественно как платформа для перемещений и является основным местом добычи белым медведем своей главной жертвы-кольчатой нерпы, а также морского зайца. В силу особенностей образа жизни и биологии, белый медведь — вид высоко уязвимый к факторам антропогенного воздействия.
Глобальные изменения климата вызывают катастрофическое сокращение оптимальных ледовых местообитаний белого медведя в летне-осенний период и существенное усиление негативного воздействия на большинство географических популяций вида. В Российском секторе Арктики эти процессы выражены сильнее, чем в западном полушарии из-за особенностей динамики арктических льдов. Исследования показывают, что на большей части Арктики происходит потепление климата. Оно будет сопровождаться дальнейшим сокращением летом площади распространения ледяного покрова, все большей его фрагментацией, появлением все большего числа участков открытой воды, отступлением ледовой кромки в летний период в районы с большими глубинами и малой биологической продуктивностью. В конечном счете эти и другие изменения параметров ледяного покрова и морских экосистем в целом будут приводить к сокращению доступности видов-жертв, увеличению мобильности и, соответственно, энергетических затрат у белых медведей, росту риска разрушения (таяния) родовых берлог в аномально теплые зимы. Группа специалистов по белому медведю МСОП прогнозирует сокращение численности белых медведей в Арктике к середине текущего столетия на 30%, а по мнению ряда ученых – на 50% и более.
В связи с этой проблемой (дефицит кормов) изменили особенности поведения и взаимоотношения с человеком.Актуальность этой темы заключается в том, что арктическая зона Севера Красноярского края сосредотачивает в себе массу благоприятных местообитаний самого крупного наземного хищника этого региона – белого медведя. Весьма высока плотность населения медведя в непосредственной близости от п. Диксон, п. Сындаско, метеостанций на побережье п-ова Таймыр и на островах Карского моря и моря Лаптевых, что в совокупности с немалым количеством различных хозяйственных объектов и развитием в последнее время вокруг них инфраструктуры нагнетает большую напряженность в отношениях между этим хищником и человеком. Большое количество рабочего персонала ООПТ, геологоразведочных экспедиций и различных организаций, работающих в Арктике, туристов, посещающих излюбленные места и маршруты, невыполнение ими правил поведения, незнание или игнорирование элементарных требований техники безопасности при встрече с белым медведем, умышленное преследование хищника с различными целями – это далеко неполный перечень того, что вызывает у медведя агрессию по отношению к человеку. Усугубляться проблема может различными естественными условиями того или иного года (отсутствие достаточного количества естественных кормов). В результате этого повышается интерес этого хищника к человеку, его домам, продовольственным помещениям, помойкам, остаткам пищи, оставленной на стоянках и маршрутах, что может привести, как к хищническому нападению медведя на человека, так и нападению с целью завладения его продовольствием. Возникает реальная угроза для здоровья и жизни, как самого человека, так и потенциально опасного хищника. Минимально, чем отделывается человек – это шок от конфликтной встречи с белым медведем, материальный ущерб имуществу и испорченное от произошедшего настроение. Однако нередки и летальные случаи, как с той, так и, с другой стороны. Яркий пример тому – ситуация, сложившаяся в зимний период 2013-2019 гг. в п. Диксон и в районе кластерного участка «Дельта р. Пясина» ГПЗ «Большой Арктический», когда в результате вышеперечисленных факторов произошло по крайней мере 6 конфликтных стычек белого медведя и человека, и лишь по счастливой случайности никто из «противоборствующих сторон» не пострадал.
Следует особо подчеркнуть, что имеющиеся сведения о белом медведе карско-баренцевоморской и лаптевской субпопуляциям рассматриваемого региона недостаточны для принятия каких-либо практических рекомендаций по сохранению вида и среды его обитания. Поэтому необходимо не только продолжить исследования по «Программе изучения белого медведя в Российской Арктике», но разработать и реализовать Стратегию сохранения белого медведя в Российской Федерации. В настоящее время данная Стратегия разработана группой экспертов по сохранению и восстановлению белого медведя из различных районов Арктической зоны РФ, в том числе и представителями (в качестве соисполнителей) из ФГБУ «Заповедники Таймыра». Рабочей группой утверждена кандидатура д.б.н. С.Е, Беликова, заведующего лабораторией морских и прибрежных экосистем ФГБУ «Всероссийский научно- исследовательский институт охраны окружающей среды», специалистом высокого уровня и координатором разработки проекта Стратегии.
Целью Стратегии являлось определение механизмов сохранения популяций вида, населяющих российскую Арктику, в условиях роста антропогенного воздействия на морские и прибрежные экосистемы и изменения климата в Арктике. В Стратегии особое внимание уделяется таким вопросам, как особенности биологии и предпосылки сохранения белого медведя, лимитирующим фактора, первоочередным мерам по сохранению популяций, развитию сотрудничества России с Норвегией и США по вопросам охраны, изучения и мониторинга белого медведя. В перспективе, поставленные в Стратегии задачи будут обязательно решаться при реальном финансировании и организационном обеспечении. Наиболее остро эта проблема затронет проведение дорогостоящих научных исследований и мониторинга белого медведя. Проблемы эти особенно очевидными по отношению к популяциям белого медведя морей Карского и Лаптевых, по которым к настоящему времени получены весьма скудные данные.
Чтобы сохранить белого медведя для будущих поколений, необходимо предпринять неординарные меры по многим направлениям, призванным предотвратить или минимизировать негативное воздействие на белого медведя потепления климата и человека. Многие из них отражены в Циркумполярном плане действий по сохранению белого медведя, одобренного странами ареала белого медведя в Илулиссате, Гренландия в сентябре 2015 г.
В заключение следует еще раз подчеркнуть важность организации системы эффективного мониторинга за состоянием белого медведя. Реализация системы мониторинга вызывает необходимость создания в пределах ареала белого медведя на территории Таймыра стационаров (станций мониторинга) и единой региональной службы экологического мониторинга, в которой ключевым индикатором состояния среды должно рассматриваться состояние популяции.
Объединенная дирекция заповедников Таймыра может выступать ключевым звеном в решении проблемы изучения и сохранения белого медведя при соответствующем финансировании. Такая тенденция уже наблюдается, но, по сути, это взывание о помощи и ответная реакция руководства этого учреждения, понимающего всю глубину прогрессирующей проблемы.
Леонид Колпащиков,д.б.н.,
начальник научного отдела ФГБУ «Заповедники Таймыра»