Фото: Михаил Бондарь
Белый медведь – крупнейший из наземных хищных зверей. Он всегда вызывает неослабевающий интерес, как среди зоологов, биологов, так и всех, кого интересует животный мир этого сурового региона. Большая часть жизни белых медведей проходит среди дрейфующих льдов.
Карское море является частью ареала карско-баренцевоморской популяции белого медведя, фигурирующей в Красной книге России (2001) в категории IV (неопределенная по статусу таксоны и популяции). Группа специалистов по белому медведю Международного союза охраны природы относит белых медведей, населяющих Карское море, к отдельной субпопуляции («карская» субпопуляция). Белый медведь является объектом международных соглашений, по двум из которых (пятистороннее, 1973 года и двустороннее, Российско-Американское, 2000 года) Россия несет ответственность по сохранению и изучению вида в зоне своей юрисдикции. В силу особенностей образа жизни и биологии, белый медведь — вид высоко уязвимый к факторам антропогенного воздействия.
Глобальные изменения климата вызывают катастрофическое сокращение оптимальных ледовых местообитаний белого медведя в летне-осенний период и существенное усиление негативного воздействия на большинство географических популяций вида. В Российском секторе Арктики, эти процессы выражены сильнее, чем в западном полушарии из-за особенностей динамики арктических льдов. В связи с этой проблемой (дефицит кормов) изменили особенности поведения и взаимоотношения с человеком. Актуальность этой темы заключается в том, что арктическая зона Севера Красноярского края сосредотачивает в себе массу благоприятных местообитаний самого крупного наземного хищника этого региона – белого медведя. Весьма высока плотность населения медведя в непосредственной близости от п. Диксон, п. Сындаско, метеостанций на побережье п-ова Таймыр и на островах Карского моря и моря Лаптевых, что в совокупности с немалым количеством различных хозяйственных объектов и развитием в последнее время вокруг них инфраструктуры нагнетает большую напряженность в отношениях между этим хищником и человеком. Большое количество рабочего персонала ООПТ, геологоразведочных экспедиций и различных организаций работающих в Арктике, туристов посещающих излюбленные места и маршруты, невыполнение ими правил поведения, незнание или игнорирование элементарных требований техники безопасности при встрече с белым медведем, умышленное преследование хищника с различными целями – это далеко неполный перечень того, что вызывает у медведя агрессию по отношению к человеку. Усугубляться проблема может различными естественными условиями того или иного года (отсутствие достаточного количества естественных кормов). В результате этого повышается интерес этого хищника к человеку, его домам, продовольственным помещениям, помойкам, остаткам пищи, оставленной на стоянках и маршрутах, что может привести, как к хищническому нападению медведя на человека, так и нападению с целью завладения его продовольствием. Возникает реальная угроза для здоровья и жизни, как самого человека, так и потенциально опасного хищника. Минимально, чем отделывается человек – это шок от конфликтной встречи с белым медведем, материальный ущерб имуществу и испорченное от произошедшего настроение. Однако нередки и летальные случаи, как с той, так и с другой стороны. Яркий пример тому – ситуация сложившаяся в зимний период 2013-2019 гг. в п. Диксон и в районе кластерного участка «Дельта р. Пясина» ГПЗ «Большой Арктический», когда в результате вышеперечисленных факторов произошло по крайней мере 6 конфликтных стычек белого медведя и человека, и лишь по счастливой случайности никто из «противоборствующих сторон» не пострадал.
Следует особо подчеркнуть, что имеющиеся сведения о белом медведе карской субпопуляции рассматриваемого региона недостаточны для принятия каких-либо практических рекомендаций по сохранению вида и среды его обитания. Поэтому необходимо не только продолжить исследования по «Программе изучения белого медведя в Российской Арктике», но разработать и реализовать Стратегию сохранения белого медведя в РФ.
Целью национальной Стратегии являлось определение механизмов сохранения популяций вида, населяющих российскую Арктику, в условиях роста антропогенного воздействия на морские и прибрежные экосистемы и изменения климата в Арктике. В Стратегии особое внимание уделяется таким вопросам, как особенности биологии и предпосылки сохранения белого медведя, лимитирующим фактора, первоочередным мерам по сохранению популяций, развитию сотрудничества России с Норвегией и США по вопросам охраны, изучения и мониторинга белого медведя.
Механизмы реализации Стратегии разбиты на два этапа: I этап-2021-2024 гг., II этап-2025-2030 гг.; механизмы-дорожная карта по сохранению и восстановлению белого медведя федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология».
После завершения рассматриваемой Стратегии экспертным сообществом он будет направлен в Минприроды России для утверждения в установленном порядке.
В настоящее время данная Стратегия разрабатывается группой экспертов по сохранению и восстановлению белого медведя из различных районов Арктической зоны РФ, в том числе и представителями (в качестве соисполнителей) из ФГБУ «Заповедники Таймыра»- директора, к.б.н. К.А. Просекин и начальника научного отдела, д.б.н. Л.А. Колпащикова. Рабочей группой утверждена кандидатура д.б.н. С.Е, Беликова, заведующего лабораторией морских и прибрежных экосистем ФЕБУ «Всероссийский научно- исследовательский институт охраны окружающей среды», Координатором разработки проекта Стратегии. В перспективе, поставленные в Стратегии задачи будут обязательно решаться при реальном финансировании и организационном обеспечении. Наиболее остро эта проблема затронет проведение дорогостоящих научных исследований и мониторинга белого медведя. Проблемы эти особенно очевидными по отношению к карской и лаптевской субпопуляциям белого медведя, по которым к настоящему времени получены весьма скудные данные.
В заключение следует еще раз подчеркнуть важность организации системы эффективного мониторинга за состоянием карской субпопуляции белого медведя. Реализация системы мониторинга вызывает необходимость создания в пределах ареала белого медведя на территории Таймыра стационаров (станций мониторинга) и единой региональной службы экологического мониторинга, в которой ключевым индикатором состояния среды должно рассматриваться состояние популяции. Объединенная дирекция заповедников Таймыра может выступать ключевым звеном в решении проблемы изучения и сохранения карской субпопуляций белого медведя при соответствующем финансировании. Такая тенденция уже наблюдается, но, по сути, это взывание о помощи и ответная реакция руководства этого учреждения, понимающего всю глубину прогрессирующей проблемы.
Леонид КОЛПАЩИКОВ, д.б.н.
начальник научного отдела ФГБУ «Заповедники Таймыра»