Об особенности косолапых, обитающих на Кавказе, рассказал профессор Анатолий Кудактин.

Встречи с научными сотрудниками Кавказского заповедника организуются довольно часто, и каждый раз вызывают неподдельный интерес среди любителей дикой природы. А встречи с профессором Кудактиным всегда проходят при полном аншлаге. Более 50 человек смог вместить небольшой зал горного клуба “Спорт марафон”. Еще примерно столько же смотрели лекцию в прямом эфире на странице Кавказского заповедника в Instagram и в сообществе «Походы Красная поляна» в Telegram.

Интерес к теме медведей всегда очень высок. Сейчас, перед началом туристического сезона — тем более. Многочисленные вопросы — как вести себя при встрече с медведем, кто и что может его спровоцировать на нападение — требуют обязательного разъяснения. И важно, чтобы эти разъяснения прозвучали от авторитетного эксперта-зоолога.

Медведи как вид занимают огромную территорию — от Камчатки до Западных границ. Но Кавказские медведи, по словам Анатолия Кудактина, это особенная полиморфная группа. Такая же обитает только в горах Тянь-Шаня.

Полиморфная группа отличается тем, что медведи, живущие на одной территории, имеют отличительные особенности — в основном, по окрасу. О том, как формировалась эта полиморфная группа, в чем ее особенности, можно будет в скором времени прочитать в большой монографии Анатолия Кудактина о медведях Кавказа. Скоро тираж издания поступит в заповедник. Пока же собравшиеся узнали, как живут звери в горах Кавказа и как меняется их образ жизни в зависимости от времени года.

На встрече ученому пришлось развенчать и несколько мифов о медведе. К примеру — почему зверь косолапит и почему во сне сосет лапу. Оказывается, не потому что лапа помогает справиться с голодом, а чтобы избавиться от нароста на ступне, который образовывается от длительного хождения.

Мало кто знает, что медведь в берлогу не ложится, а скорее садится, склонив голову между передних лап, таким образом, принимая форму шара. Такое положение позволяет лучше сохранять тепло. От того, замерзнет ли медведь зимой или оголодает, зависит количество накопленного жира. К спячке жировая масса медведя должна составлять не менее  ⅓ его веса. При этом, далеко не весь жир расходуется животным во время спячки. Большую его часть он теряет, уже выйдя из берлоги. 

Сейчас, как раз, проснувшиеся мишки начали сгонять лишний вес. Первые медведи вышли из спячки 6-8 марта. Сон их длился в среднем 3-4 месяца, но на Кавказе может и меньше. А вот самки выйдут из берлоги гораздо позже — в апреле. В феврале в берлогах у них появились медвежата и сейчас матери активно выкармливают детенышей. Поэтому задерживаться в берлогах необходимо, чтобы обезопасить потомство и дать возможность медвежатам подрасти. 

Сейчас мартовские медведи поднимаются в горы, где метят территорию: оставляют на деревьях поскребы, оставляют запахи. Половозрелые самцы активно метят территорию. Все это — подготовка к брачным играм, которые предстоят в мае-июне. Именно тогда самцы, в погоне за самками могут быть неосторожны при встрече с человеком — попросту спутать его со своим сородичем из-за своей природной слепоты. 

Как рассказал Анатолий Кудактин, в случае встречи с медведем, человеку нужно выполнить всего несколько, но очень важных правил. Во-первых, не бежать. Бегущий человек или зверь — автоматически становится жертвой, которую надо догнать и поймать. А если не поймать, то узнать — почему он бежит. Это простой животный инстинкт. Но человеку надо перебороть это желание скрыться. И второе правило — дать понять животному, что ты человек, ты не угрожаешь ему, но ты большой и с тобой не надо выяснять отношения. Покричать, поднять над собой рюкзак, но ни в коем случае не проявлять агрессию в отношении зверя. Поняв, что вы — не сородич, медведь уйдет дальше по своим делам. 

Совершенно другая ситуация с новой группировкой медведей — синантропными. То есть тех, кто привык жить за счет благ человека. Медведи-мусорщики, как из называет профессор Кудактин, уже вырастили несколько поколений, эти медведи не знают, что значит добывать самостоятельно себе пищу. И это явление, к сожалению, может в дальнейшем очень негативно сказаться на взаимоотношениях человека и животных. 

До сих пор в Кавказском заповеднике не было зафиксировано ни одного неспровоцированного случая нападения медведя на человека. Но чем больше будет появляться выброшенной еды, оставленного пищевого мусора, чем менее культурно и безответственно посетители заповедника будут относиться к хранению запасов еды и утилизации отходов, тем больше вероятность, что медведи в погоне за доступной едой будут не такими миролюбивыми. 

Что можно сделать, чтобы остановить рост синантропной популяции? Прежде всего, самим изменить свое отношение к дикой природе, начать ее уважать и не оставлять следов своего пребывания. Научиться этому самим и научить своих окружающих. Проблема синантропизации животных существует не только на Кавказе, а во всех регионах, где обитают медведи. 

Также обратить внимание на проблему нужно жителям населенных пунктов, расположенных вблизи к охраняемой природной территории. Нужно своевременно утилизировать мусор, а хранить его в контейнерах, недоступных для диких животных. 

Фото: Антон Родник

Пресс-служба Кавказского заповедника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *