Подведены промежуточные итоги анкетирования и голосования по выставке плакатов «О чем молчит лес?» Респондентами стали взрослые посетители городского Фестиваля северной ягоды на площадке ФГБУ «Заповедники Таймыра». Опрос проводился в рамках исследования темы «Влияние природоохранных плакатов на отношение людей к природе» (авторы- ученица 8Б кл. СШ № 8 Бакиева Юлдуз, рук. Н.С. Месропян). Завершающее анкетирование с плакатами будет запущено на тропе «Здоровая природа» после ее благоустройства в охранной зоне заповедника «Путоранский».
Анкетирование проводится для того, чтобы защитить природу в условиях быстро развивающегося массового туризма на плато Путорана с помощью средств наглядной пропаганды. Именно респонденты опроса должны будут определить оптимальное средство пропаганды, способное повлиять на восприятие человека или изменить его отношение к природе. Попутно, анкетирование поможет выявить уровень экологических знаний и проблем территории. В предварительном анкетировании уже приняли самое активное участие школьники и педагоги Норильска в школе №8, где мы апробируем многие идеи отдела экологического просвещения в совместной работе.
А теперь о промежуточном этапе исследования, результаты и выводы, которого всё-таки заставляют задуматься!
Всего в анкетировании и голосовании приняли участие 100 участников праздника. Следует отметить, что дети с большим удовольствием помогали свои родителям прикреплять стикер с сердечками к выбранному плакату. Так подсчет голосов показал, что первый рейтинг голосующие отдали плакату «Экотропа – русло знаний», второй – противопожарному плакату «Мы выбираем жизнь», третий – плакату о проблеме переработки отходов «Меняй сознание». Интересно, что аналогичное голосование, проведенное в школе с учащимися средних и старших классов, дал иной результат: самый высокий рейтинг заработал плакат «Меняй сознание» («Думай головой – мусорку долой»). Таким образом, школьников больше волнует проблема замусоренности природных уголков, а взрослых – познавательный туризм и лесные пожары!
В ходе анкетирования прошло два анонимных опроса. Первый помог выявить потенциальных нарушителей природы. Так, каждый пятый обязательно сорвёт на экологической тропе морошку и другую спелую ягоду. Каждый десятый, не задумываясь о последствиях, разожжет костёр в необорудованных местах. Каждый четвертый постарается пристроить птенца-найденыша в городе. Четверо респондентов признались, что используют кроме удочки иные снасти для рыбной ловли в запрещенных местах. А шестеро – могут оставить на природе мусор! Для сравнения: мусор убирают за другими в виде добровольческого акта – 8 человек. Каждый второй собирает букеты лесных цветов. О замеченных нарушениях в органы надзора сообщают единицы – каждый десятый.
Таким образом, мы видим, что процент неосознанного поведения в природе людей достаточно высок. А с развитием массового туризма последствия могут быть катастрофическими! Как, например, проблема птенцов-сеголеток: летом многие пернатые тундры устраивают гнезда прямо во мху, а люди из лучших побуждений забирают «найденыша» в город и ищут варианты пристроить в заповедник. О данной проблеме свидетельствуют обращения граждан в офис заповедников Таймыра с просьбой: «Куда девать птенца?».Это большая проблема для заповедников, так как питомника здесь нет. Поэтому, подобные плакаты на природе будут весьма актуальны.
Согласно результатам следующего опроса «Нужны ли плакаты природе?» на этот вопрос положительно ответили 92% респондентов. Более половины респондентов (64%) уверены в своих знаниях, позволяющих не навредить природе, хотя знания экологических проблем региона проявили всего 35% респондентов. Большинство отметили проблему накопления мусорных свалок и задымления города. Из средств природоохранной пропаганды выбрали яркий плакат 45% респондентов и памятку о правилах поведения на тропе 44%. Предпочтение отдано большинством за идейно-содержательный плакат в виде рисунка красками (67%) и коротким пояснением (44%) или слоганом (33%). Примечательно, что школьники, прошедшие опрос ранее, лучшим плакатом посчитали идейно-содержательный с современным графическим дизайном и коротким слоганом!
Мы выяснили, к сожалению, что знания об экологических проблемах региона ограничены одним-двумя вариантами ответов. Большинство отметили проблему накопления мусорных свалок и загазованность города. К тому же многие не различают локальные и глобальные экологические проблемы. Если молодое поколение отдает предпочтение современным средствам дизайна, то старшие выбирают традиционный рисунок красками. Таким образом, взрослый респондент выбрал формулу идеального средства наглядной пропаганды на тропе – это идейно-содержательный плакат, оформленный красками с коротким текстом и памятка для туриста в пути.
Ирина МЕСРОПЯН,
Ведущий специалист отдела экологического просвещения
ФГБУ «Заповедники Таймыра»